Пятница, 3 мая
18 ноября 2008 г.

Получив команду снизить цены на мазут, нефтяники заморозили его оправку в регионы

Патовую ситуацию удалось разрешить лишь на прошлой неделе. Сейчас топливо поставляется в регион бесперебойно. Впрочем, большинство заполярных предприятий сделали запас топлива заблаговременно. Правда, по максимальным ценам…

По данным мониторинга консалтинговой компании "Верген Групп", в России на внутреннем рынке нефтепродуктов в течение периода с 28 октября по 5 ноября произошло значительное падение цен. При этом с началом нового месяца снижение цен на нефтепродукты ускорилось, превысив 10 % по всем основным вила топлива, кроме бензина АИ-95.

Среди основных причин такого обвального падения цен в оптовом сегменте можно выделить подтверждение информации о существенном падении закупочных цен на сырье для переработки внутри страны в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем – от 50% и до 70% в зависимости от производителя и региона отгрузки.

Другая причина – пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы к топливным монополистам и их ценовой политике. Правительство страны еще летом потребовало от контролирующих ведомств навести порядок на топливном рынке. Первыми под особый контроль попали производители авиакеросина. Напомним, что именно дорогой керосин является одной из главных причин разорения компаний, входящих в альянс AirUnion. Стоимость авиакеросина стала медленно опускаться лишь после требования президента Дмитрия Медведева привести цены на авиатопливо в соответствии с ценами на нефть, а также после начала проверки Генпрокуратурой ценообразования поставщиков и производителей топлива. Снижения цен официально потребовала и ФАС, обратившись к "ЛУКойлу", "Газпромнефти", "Роснефти", ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу", "Татнефти" и НК "Альянс". Компании подчинились: в течение суток после обращения ФАС о снижении цен на 9% и 12% объявили "ЛУКойл" и "Газпромнефть" соответственно, другие компании отреагировали чуть позже.

Затем прокуратура и ФАС принялись за производителей автомобильного топлива. 13 ноября глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявил, что ведомство может наложить крупные штрафы за злоупотребление доминирующим положением на "Лукойл" и "Роснефть". По его словам, ФАС дала поручение всем территориальным органам немедленно возбуждать дела против тех компаний, которые в их регионах не снизили цены на бензин "вообще ни на копейку".

В ФАС считают, что средняя цена моторного топлива в России должна быть в пределах 21 рубля. Артемьев также напомнил: "Чтобы склонить некоторые компании именно к таким действиям, к такому правильному рыночному поведению, мы сообщили им о том, что по делам, которые были возбуждены летом, был наложен штраф на две компании – "Газпром нефть" и ТНК-BP, он уже по самым минимальным оценкам будет точно больше 1 млрд рублей. Такая же участь ждет через две недели и компанию "Роснефть", и компанию "Лукойл"". По мнению ведомства, "Газпромнефть" и ТНК-BP установили монопольно высокие цены, а также создали на рынке дискриминационные условия, установив экономически и технологически необоснованные различия в цене.

Очевидно, аналогичным проверкам подверглись и производители топочного мазута. Недаром в конце октября нефтеперерабатывающие заводы резко снизили цены на мазут для котельных. Для мазутозависимых регионов, таких как Мурманская область, это могло бы стать более чем положительным моментом. Однако не все так просто. Во-первых, большинство крупных теплоснабжающих предприятий региона уже сделали топливный запас на весь осенне-зимний период. Причем они покупали топливо именно в начале отопительного сезона, когда цена на топочный мазут была максимальной. Сейчас мазут интересует лишь небольшие предприятия с маленькими котельными и недостаточным объемом оборотных средств для формирования сезонного запаса. Во-вторых, даже эти предприятия долгое время после снижения цен не могли закупить заветный мазут. Нефтеперерабатывающие заводы, бодро отрапортовав Правительству о снижении цен и объявив новый прейскурант, просто прекратили отпускать топливо своим покупателям без объяснения причин. Ситуация стабилизировалась только неделю назад. Такие локальные кризисы на рынке топочного мазута играют на руку только спекулянтам, которые вынуждают предприятия покупать топливо в 2, а то и в 3 раза дороже его рыночной стоимости.

В такой ситуации теплоснабжающие организации терпят убытки от разницы в цене на топливо. Стоимость топлива, являющаяся главной составляющей тарифа на теплоэнергию, предусматривается в размере значительно ниже фактической стоимости мазута, поставляемого на рынок сбыта. При этом убытки от разницы в цене на топочный мазут, полученные теплоснабжающим предприятием в части объема теплоэнергии, отпущенной для объектов бюджетной и жилищной сферы компенсируются из областного бюджета. Убытки же от снабжения теплом коммерческих предприятий энергетикам никто не компенсирует. Получается замкнутый круг: предприятие приобретает топочный мазут по отпускным ценам, а в тариф на теплоэнергию закладывается значительная меньшая фиксированная стоимость.

Губернатор Юрий Евдокимов считает, что государство должно оказать финансовую поддержку северным регионам, которые вынуждены покупать мазут в качестве топлива. По его мнению, государство должно принять механизм компенсации потерь, которые несут регионы в результате приобретения топлива на "отпущенном рынке" и при очень жесткой регламентации тарифов.

– Государство регламентирует тариф – больше 19% не смей его повысить, а цены отпустило на топочный мазут до неба, до самого предела, – комментировал губернатор. – Этот разрыв дает нам на каждой тонне около 4,5, а порой и 5 тысяч рублей убытка .

Пока мазутозависимые регионы не перейдут на относительно дешевый уголь, им нужна поддержка. Государство должно сразу закладывать в бюджет средства на компенсацию убытков северным регионам".

Справка:

В России всего 27 нефтеперерабатывающих заводов, а, например, в США их 280. Российская нефтепереработка находится в упадке, оборудование на большинстве заводов старейшее, ведь предприятия строили еще в 50-60-е гг. Нефтяные компании, владеющие НПЗ, должны заниматься переоснащением заводов. Но это дорогостоящий процесс, а период окупаемости затрат растянется на долгие годы, поэтому никто этим не занимается. Важно понимать, что не коммерсанты, а именно государство должно быть больше всех заинтересовано в модернизации отрасли нефтепереработки. Тогда у нас будет высококачественное сырье – да и экспорт станет приносить куда больше прибыли, чем нынешняя продажа сырой нефти.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь